Как известно, технологии искусственного интеллекта (ИИ) уже применяются в серийных автомобилях, однако на сегодняшний день это является уделом дорогих машин. Когда ИИ появится в оснащении массовых моделей, и как это скажется на их стоимости? С таким вопросом мы обратились к участникам российского авторынка в преддверии форума «ИИ-революция в автобизнесе – 2025», который агентство «АВТОСТАТ» проведет 4 декабря в Москве.
Комментирует Александр Шапринский, коммерческий директор сети дилерских центров «Прагматика»: - Технологии искусственного интеллекта в современных автомобилях применяются, в первую очередь, для улучшения безопасности, комфорта и автономности вождения. В России у автолюбителей наиболее популярны такие решения как парковочные ассистенты (из-за ограниченного пространства для парковки в городах и нехватки опыта у начинающих водителей), а также голосовое управление мультимедийной системой и функциями автомобиля.
Наименее востребованными ИИ-технологиями в нашей стране являются системы мониторинга окружающей обстановки для водителя, не всегда корректно работающее автоматическое распознавание знаков и продвинутые системы автопилота, которые редко применяются из-за неготовности инфраструктуры и законодательства. Выделим две причины, по которым ИИ-технологии несильно востребованы водителями. Это высокая стоимость, когда продвинутые решения могут значительно превосходить цену некоторых автомобилей, и доверие пользователей, которые пока не готовы полностью полагаться на автоматизированные системы. При использовании ИИ-технологий во время вождения есть определенные риски.
Основные – это технические ошибки, неисправная навигация, угрозы кибербезопасности. Чтобы избежать этих рисков, следует вовремя обновлять ПО, защищать ключи и приложения, контролировать подключение внешних устройств или сетей, а также следить за подозрительной активностью автомобиля и избегать неофициального чип-тюнинга, когда сторонние прошивки могут ослабить защиту электронных систем.
Перспективными решениями в настоящее время можно считать следующие: разработку автономных транспортных средств, когда автомобили воспринимают окружающую среду и принимают самостоятельные решения; прогнозное обслуживание и диагностику для упреждающего подхода к техническому обслуживанию; персонализированный опыт в автомобиле, где ИИ изучает поведение водителя на предпочтительных настройках сидений, зеркал и климат-контроля. ИИ уже к 2030 году может стать стандартом в автомобилестроении. Это может привести к постепенному снижению стоимости, особенно в части моделей массового сегмента. ИИ помогает сократить затраты на производство машин: с его помощью уменьшаются инвестиции в сборку, тестирование и управление качеством. Кроме того, ИИ помогает создавать более безопасные и энергоэффективные автомобили, а система автопилота снижает вероятность аварий, что приводит к сокращению затрат на страхование.