Россия
Россия
  • Россия
  • Санкт-Петербург
  • Великий Новгород
  • Псков
  • Петрозаводск
  • Мурманск
  • Великие Луки
  • Мончегорск
  • Череповец

В далеком прошлом автовладельцам приходилось буквально выживать в суровых реалиях еще совсем не развитого авторынка. Не было ни мощных двигателей, ни закрытых, вместительных салонов, управление осуществлялось не рулевым колесом, а простой ручкой, с фиксированной скоростью. Но даже с появлением руля уровень комфорта и простоты вождения все еще был далек от нынешнего. Чтобы управлять габаритным и тяжелым экипажем, необходим был рулевой механизм с большим передаточным числом. Водителю такого транспортного средства требовалось немало усилий, чтобы справиться с управлением такой системы. Хорошо, что прогресс не стоит на месте. В начале прошлого столетия инженеры разработали и внедрили в автопром новую систему управления – гидравлический усилитель руля. Чтобы понять преимущества и недостатки ГУРа, давайте подробнее рассмотрим принцип работы устройства. А помогут нам в этом мастера автосервиса Прагматика.

ГУР – все еще популярное явление даже в современных автомобилях. Причем гидравлический усилитель хорошо сочетается как с реечным рулевым механизмом, так и с более традиционным рулевым редуктором и трапецией.

В первом случае ГУР встроен в рулевой механизм. При этом запас рабочей жидкости усилителя находится в емкости в моторном отсеке, с отметками максимального и минимального допустимого уровня. Насос гидроусилителя закреплен на кронштейне блока цилиндров двигателя.

Рабочая жидкость из емкости при помощи насоса под высоким давлением поступает к распределителю, расположенному в верхней части рулевого механизма. На зубчатой рейке рулевого механизма закреплен поршень гидроцилиндра. При повороте рулевого колеса «переходник» соединяет одну из камер гидроцилиндра с нагнетательной магистралью насоса, а другую камеру — со сливной магистралью. При этом поршень гидроцилиндра из-за разности давлений рабочей жидкости перемещает рейку влево или вправо, и через рулевые тяги и рычаги поворачивает колеса автомобиля.

Если гидравлический усилитель неисправен, то возможность управления автомобилем сохраняется, но придется прикладывать больше усилий, чтобы поворачивать руль.

В некоторых моделях авто применяется система с переменным усилением, в зависимости от скорости автомобиля. На небольшой скорости ГУР работает по-максимуму, помогая водителю совершать повороты и маневры во время движения. С повышением скорости усиление рулевого управления уменьшается, для обеспечения устойчивости автомобиля.

Таким образом, к преимуществам гидравлического усилителя можно смело «приписать» его надежность, понятность конструкции, высокую мощность и относительную дешевизну ремонта. Обратная сторона ГУРа: существенное снижение мощности двигателя, что приводит к дополнительному расходу топлива. Кроме того, механизм усилителя загромождает отсек, усложняя тем самым ТО автомобиля.

На смену ГУРа относительно недавно пришел электрический усилитель руля (ЭУР). Большинство автопроизводителей устанавливают обычные электродвигатели постоянного тока, которые через червячный редуктор поворачивают рулевой вал.

Такой усилитель включает в себя электродвигатель, блок управления, торсион, датчик крутящего момента и червячную передачу, связанную с валом рулевого управления. Здесь степень усиления зависит от скорости автомобиля, крутящего момента на рулевом колесе и от угла его поворота. ВАЖНО: ЭУР работает только при заведенном моторе. При увеличении скорости крутящий момент электродвигателя в усилителе уменьшается, потребляя энергию только при повороте руля.

На некоторых российских автомобилях устанавливают электроусилители руля с прямым приводом. Это когда ось электродвигателя является частью рулевого вала. В этом случае нужен более мощный двигатель. Зато конструкция получается значительно проще.

Такой ЭУР имеет функцию автоотключения при снижении напряжения и низких оборотах холостого хода двигателя, а также при отсутствии сигнала с датчика скорости движения автомобиля.

К плюсам электроусилителя относится существенная экономия энергии, простота комплектации, совместимость со всеми современными системами в автомобиле и простой ремонт, в виде обычной замены модуля. Однако у ЭУРа есть и свои недостатки: низкая надежность из-за сложности схемы электрического управления. В некоторых моделях автомобилей электроусилитель расположен в нижней части руля, что приводит к накоплению грязи на нем.

Из всего вышесказанного очевидно, что будущее - за электроусилителями руля. Некоторые автопроизводители уже начали создавать опции, совместимые только с ЭУРом. Например, система автоматической парковки. Поэтому гидроусилители руля довольно скоро станут раритетом, который будут использовать разве что «соскучившиеся» по временам Советского автопрома.

Поделиться в соцсетях:

Подпишитесь на Прагматичные новости:
.